Стратегия развития электронной промышленности России до 2030 года – на старт, внимание…

26.08.2019

Минпромторг России разработал проект «Стратегия развития электронной промышленности РФ на период до 2030 года». В соответствии с прорывным сценарием объёмы производства в отрасли должны вырасти более чем в 2,5 раза, серьёзно планируется увеличить и показатели экспорта. За тот же период гражданский сектор электроники должен вырасти примерно в 5 раз с 940 млрд рублей до 4,6 трлн рублей.

Приоритетными направлениями для отрасли станут кадры, научно-техническое развитие, средства производства, управление, кооперация, отраслевые стандарты, отраслевая информационная среда, капитализация, рынки и продукты, финансовое обеспечение и инвестиционная привлекательность.

21 августа 2019 г. в пресс-центре ТАСС состоялась презентация проекта «Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2030 года».

Текущее состояние и тенденции развития электронной промышленности России, обеспечение технологического суверенитета, в том числе в части критической инфраструктуры, изменения законодательства, направленные на стимулирование производства радиоэлектронной продукции на территории России, обсудили директор департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга РФ Василий Шпак, директор по развитию производств GS Group Фёдор Боярков, генеральный директор ПАО «Микрон» Гульнара Хасьянова, представитель Ассоциации разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Сергей Долгопольский, президент компании «Элемент» Илья Иванцов, директор Мытищинского научно-исследовательского института радиоизмерительных приборов (МНИИРИП) Павел Куцько, исполнительный директор Консорциума дизайн-центров и предприятий радиоэлектронной промышленности Вера Смирнова и генеральный директор «ЦНИИ «Электроника» Алёна Фомина.

Василий Викторович Шпак в своём докладе обозначил главную цель стратегии – завоевание отечественного рынка – добиться преобладания российских радиоэлектронных устройств на внутреннем рынке России: «Основная идея – это регулирование рынка. Мы должны, не стесняясь и не боясь, декларировать, что готовы создавать условия для отечественных производителей с целью их развития и последующего доминирования на отечественном рынке». Директор Департамента акцентировал внимание журналистов на том, что представленный проект – это документ высшего уровня, далее будут представлены механизмы и сценарии, которые должны привести к поставленным целям. Одна из основных задач при этом заключается в формировании институтов, которые стимулируют развитие сотрудничества и достижение стратегических целей. Это центры технологических компетенций, «отраслевые чемпионы», сеть дизайн-центров, центры коллективного проектирования, производственные консорциумы и стратегические альянсы. Минпромторг России будет мотивировать их включаться в создаваемые кооперационные цепочки.

Сергей Львович Долгопольский, представляющий на пресс-конференции интересы АРПЭ, поддержал директора ДРЭПа и добавил: «Внутренний рынок практически не защищён от более дешёвого и зачастую не всегда качественного иностранного товара. Мы понимаем, почему так происходит: Россия вступила в ВТО, приняла на себя определённые обязательства, что, к сожалению, развитию внутреннего рынка не способствует. Сегодня доля российских продуктов в гражданском секторе электроники на внутреннем рынке составляет менее 10%. Это означает, что, когда российский потребитель приходит в магазин, он видит на полках в основном китайские устройства или произведённые в Юго-Восточной Азии, но не в России». И как директор по взаимодействию с органами власти в компании GS Group отметил, что в новой стратегии сделан особый акцент на защите внутреннего рынка гражданской электроники: «Представители Минпромторга нас поддерживают в этой деятельности и готовы последовательно отстаивать позицию, при которой российские производители гражданской электроники смогут так или иначе получить специальную защиту, это нормальная практика, которая уже успешно работает в других странах».

При этом оба спикера согласны с тем, что Россия не должна отделяться от других стран и строить железный занавес: «Не нужно закрываться от внешнего мира, но каждая страна (даже в рамках ВТО) находит механизмы и способы поддержки собственного производителя: это механизмы и для субсидирования, и для таможенно-тарифного регулирования».

Импортозамещение – один из главных вызовов развития электронной промышленности в России, уверен представитель высокотехнологичного бизнеса, директор по развитию производства холдинга GS Group Фёдор Валентинович Боярков: «Мы ведём переговоры, в том числе с китайскими компаниями, о локализации, и видим с их стороны желание и интерес локализоваться и допустить нас до производства чипов, то есть максимально локализовать, а не только, как часто в России бывает – ввернули два винта, и всё – продукт отечественный. В связи с этим мы очень ждём стратегии и чётких, понятных всем методик и критериев отнесения продукции к товарам российского происхождения».

Боярков убеждён, что в России «можно и нужно работать», и в качестве аргумента привёл в пример историю развития на территории РФ предприятий инновационного кластера «Технополис GS». Вместе с тем он обозначил приоритетное направление, которое, по его мнению, гораздо шире, чем просто поддержка российской электроники, а именно – кадровый вопрос: «В «Технополисе GS» – крупнейшем в России частном инновационном кластере радиоэлектронной промышленности – мы производим потребительскую электронику, инвестируем в разработку новых продуктов, содержим, наверное, более тысячи рабочих мест и, главное, растим кадры. Например, сейчас прорабатывается вопрос организации кампуса при кластере для того, чтобы наш уникальный технологический задел в части производства отечественной электронной компонентной базы передать дальше. И проблема в том, что эти кадры востребованы на Западе, и в любой момент наш специалист может уехать за рубеж. То есть проблема гораздо шире, чем вопрос локализации, и её нужно решать в комплексе. И очень важно, что рассматриваемая нами стратегия, сейчас затрагивает вопрос мер, которые будут поддерживать отечественную промышленность».

«Мы считаем, что крайне важно создать экосистему вокруг производства – дизайн-центры, производителей материалов и оборудования, ориентированных на наши конкретные фабрики. Для этого необходимы меры стимулирования дизайн-центров производить чипы в России и меры по обеспечению спроса на эти чипы. Это запустит цепную реакцию по развитию производителей материалов и комплектующих и других участников рынка по всей цепочке добавленной стоимости», – отметила в своём выступлении Гульнара Шамильевна Хасьянова.

Представитель «Микрона» отметила, что цифры, которые дал Минпромторг, амбициозные, потребуются масштабные системные усилия и государственные меры по защите рынка и восстановлению производственных циклов: «Потенциал роста производства российской микроэлектроники заключается в защите формирующихся рынков для российских производителей электронной аппаратуры и их стимулирования к применению российских микросхем. Необходимо восстановить цепочки производства прежде всего для рынков критических инфраструктур в области телекоммуникационного оборудования, телемедицины и индивидуальных медицинских приборов. При этом необходимо стимулировать дизайн-центры, разрабатывающие чипы для формирующихся рынков - чипы с новыми архитектурами и уникальными свойствами. Этот процесс должен быть частью полноценной цепочки поставок, от программного обеспечения до материалов и комплектующих. Для обеспечения технологической независимости стране необходимо собственное производство материалов и оборудования для микроэлектроники, собственная система автоматического проектирования, которые обеспечат бесперебойное производство».

Драйвером рынка, по словам Гульнары Шамильевны, выступает насущная потребность в цифровизации инфраструктурных объектов и необходимость обеспечения безопасности этой цифровой инфраструктуры: «В широком смысле – это необходимость технологического суверенитета и безопасности граждан. Основной барьер – в области госрегулирования и защиты рынков, которая сейчас существенно отстаёт от мировой практики защиты национальных производителей. Если не изменить законодательство, через несколько лет рынок будет занят иностранными производителями с закрытыми стандартами и чужими патентами. Без стратегии нет развития. Рынки цифровых технологий формируются в условиях, когда глобальная интеграция микроэлектроники сменяется политикой ограничений и противостояний, движущей силой которых является государственное регулирование. Поэтому законодательная защита новых рынков, стимулирование использования открытых технологий и стандартов российского производства усилит не только отрасль микроэлектроники, но ещё минимум 10 смежных отраслей и экономику в целом».