Студенты ведущих вузов России проработали 16 проектов в зимней школе «Микроэлектроника. 157 уровень»

05.04.2019

С 7 по 11 февраля 2019 года 42 студента из 6 ведущих технических вузов России: Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ), Томский государственный университет (ТГУ), Астраханский государственный университет (АГУ), Томский политехнический университет (ТПУ), Московский авиационный институт (МАИ) и Московский институт электронной техники (МИЭТ) прошли обучение в зимней школе федеральной образовательной программы «Микроэлектроника. 157 уровень», организованной благотворительным фондом Система и Микроном. В ходе программы студенческие команды прорабатывают проекты в области Интернета вещей и цифровизации производства.

Зимняя очная школа включала образовательный интенсив, работу с наставниками и знакомство с технологическими процессами Микрона, ведущего российского производителя микроэлектроники. Образовательная часть программы включала лекционные и семинарские занятия с ведущими специалистами МТС, Sistema_VC, МЕДСИ, Микрона, Лаборатории Касперского, Сколково, Кронштадт Аэро. Команды совместно с наставниками подготовили проекты к созданию прототипов, а также имели возможность пройти углубленную практику на микроэлектронном производстве, отработать навыки проектного и межличностного взаимодействия.

«Задача зимней школы – подвести промежуточные итоги, определить степень готовности каждого студенческого проекта и составить план необходимой доработки, – прокомментировала президент Благотворительного фонда «Система» Анна Янчевская. – В течение весенней сессии будет организована дистанционная работа с наставниками предприятий, чтобы удачно защитить проекты в мае».

«Новые рынки, включая Интернет вещей и Умный город, робототехнику и сенсорику – ниша для отечественных разработчиков и производителей. Мы это осознаём и всячески способствуем развитию новых идей и молодых талантов, – отметила Гульнара Хасьянова, генеральный директор ПАО «Микрон». – Лучшие проекты могут быть приняты в серийное производство Микроном и предприятиями-партнёрами».

По итогам зимней школы участники отмечают серьёзность проработки задач и уверены, что такое плотное взаимодействие и погружение в реалии производства даёт уникальный полезный опыт, который невозможен в обычной жизни.

Лилия Кирьянова, проректор по внешним связям ТПУ: «Раньше система образования следовала за производством. Появлялась технология и только затем для неё готовили кадры. Сегодня же скорость развития современного высокотехнологичного производства предполагает, что студенты ещё в процессе обучения сами участвуют в создании новых технологий. Как ведущий инженерный университет мы стремимся предоставлять нашим ребятам возможности работать над реальными проектами ведущих компаний страны. И проект «Микроэлектроника. 157 уровень» как раз является внедрением опыта и потребностей реального бизнеса в университетское образование».

Михаил Гладышев, АГУ: «После зимней школы мы поняли перспективы дальнейшего развития своего проекта. Наряду с инновационностью проекта нам необходимо сделать его привлекательным для выдвижения на рынок». По мнению студентов АГУ, такой опыт можно адаптировать под региональную специфику и внести корректировки в проектные решения, которые могут быть интересны лидерам производства.

Андрей Никитин, ТПУ: «Для нас участие в данной программе – прямой контакт с предприятиями, посещение производства, общение с передовыми специалистами – стало открытием новых горизонтов. Мы получили не только знания о реалиях рынка и запросах производства, но и массу положительных эмоций и полезных контактов».

Александр Лазарев, МИЭТ: «Программа – возможность поработать над интересными и полезными для цифровой экономики проектами, найти и пообщаться с единомышленниками из ведущих технических вузов и компаний-производителей».

Кирилл Тюндеров, ТПУ: «Участие в проекте – это огромная возможность сделать что-то действительно важное и нужное. Он направлен на интеграцию в реальные производства и непосредственную работу с производственными объектами. Работа в таком проекте мощно прокачает все наши навыки. Нас очень заражает энтузиазм и готовность экспертов к сотрудничеству и передаче своих опыта и знаний».

Владислав Бобров, ДВФУ: «Это хороший старт для начинающих специалистов, где проекты прорабатываются под реальные условия и запросы рынка. Наш проект направлен на разработку активной RFID-метки специального назначения, над которой продолжим работать после завершения программы».

Александр Киреев, ТГУ: «Недавно в России произошли трагические события, связанные со взрывами газа в квартирах. В связи с этим необходима система, которая будет заранее оповещать о неисправностях или опасностях. Мы разрабатываем систему датчиков, детектирующих утечку газа».

На финальном этапе программы команды совместно с наставниками предприятий будут дорабатывать свои проекты дистанционно, чтобы презентовать их на следующей очной сессии, которая состоится в мае.

Среди проектов в проработке:

· Нейростимулятор DBS/SСS для лечения хронических болевых синдромов, двигательных нарушений, эпилепсии, болезни Паркинсона, депрессии и мигрени (ДВФУ).

· Bluetooth-метка (RFID) для идентификации персонала на производстве и мониторинга состояния объектов на всех производственных этапах, а также транспортировки и хранения (ДВФУ).

· Система датчиков утечки газа для обеспечения безопасности в газифицированных помещениях (ТГУ).

· Устройство передачи данных по домовым энергосетям (ТГУ).

· Анализатор динамических газовых сред на основе диодной лазерной спектроскопии для технических систем и магистралей (МАИ).

· Нейросетевая система сопровождения подвижного объекта с использованием технического зрения (МАИ).

· Образовательный модуль обучения основам схемотехники и теории автоматического управления (ТАУ) (АГУ).

· Ошейник ILP для идентификации и определения местоположения домашних животных (МАИ).

· Эко-мониторинг (МАИ).

· Система контроля уровня освещённости на базе AC/DC LED-драйверов хранения (АГУ).

· Автоматизированная система хранения, выдачи и учёта инструментов на промышленных предприятиях (АГУ).

· Система автоматизации производственного планирования и использования ресурсов производства (ТПУ).

· Адаптивная система управления двигателями постоянного тока (МИЭТ).

· Плата управления для модуля загрузки пластин на микроэлектронном производстве (МИЭТ).

· Коллективно взаимодействующие автономные роботы-уборщики (МИЭТ).

· Коллективное взаимодействие в задаче группового управления роботами

· Логгер измерения концентрации СО2 для государственных муниципальных учреждений на NBIoT модуле (МИЭТ).

«Микроэлектроника. 157 уровень» – совместный образовательный проект благотворительного фонда «Система» и ПАО «Микрон». Программа стартовала в июне 2018 года и рассчитана на студентов 3-4 курсов бакалавриата и 1-2 курсов магистратуры технологических специальностей.