АВТОНЕТ 2018: взгляд в будущее

14.11.2018

Форум, собравший более пятисот участников, объединил лидеров и экспертов автомобильной, транспортной и информационно-навигационной отраслей в рамках формирования инновационного авторынка будущего.

Мероприятие провёл «Инфраструктурный центр НТИ «Автонет» вместе с рабочей группой Национальной технологической инициативы «Автонет» в партнёрстве с НП «ГЛОНАСС», Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Агентством стратегических инициатив и АО «Российская венчурная компания» при поддержке HUAWEI, РОСТЕЛЕКОМ, АВТОДОР ТЕЛЕКОМ, Лаборатории Умного вождения, ЯНДЕКС, КОМИНВЕСТ И МЕТА СИСТЕМ.

После приветственных слов специального представителя президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова и первого заместителя генерального директора Роскосмоса Юрия Урличича, которые отметили высокую значимость технологического развития нашей страны, стартовала пленарная сессия НТИ «Автонет»: «Настоящее и будущее».

С докладом «Развитие рынка передовых сервисов и услуг на основе интеллектуальных систем, платформ и сетей в логистике людей и вещей» выступил соруководитель рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты НТИ «Автонет», президент НП «Содействие развитию и использованию навигационных технологий» (НП «ГЛОНАСС»), член правительственной комиссии РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России Александр Гурко. Он отметил, что, в числе прочего, задача проекта заключается в поиске, создании условий, «выращивании» и поддержке компаний, которые обладают амбициями стать значимыми не только в России, но и на мировом рынке, а затем обрисовал сегменты применения беспилотников в самом ближайшем будущем. По его словам, следующим закономерным шагом станет развитие не только личного беспилотного автотранспорта, но также и общественного, однако тут нужен взвешенный дифференцированный подход: «Беспилотный транспорт будет использоваться там, где это будет экономической целесообразностью. Если где-то в японской деревне использование автобуса-беспилотника дешевле, чем использование пилотируемого автобуса, то, возможно, для России это будет несколько менее актуально».

Во время форума уделялось много внимания такой немаловажной теме, как развитие электротранспорта. Директор проектов ПАО «Ростелеком» Сергей Ханенков отметил, «что в России процент электромобилей невелик, поскольку существует ряд препятствий для его повсеместного распространения: слаборазвитая инфраструктура, низкая поддержка государства и, наоборот, высокая стоимость».

С точки зрения коммерческих перевозок, одним из самых интересных выступлений на форуме был доклад директора по устойчивому развитию и работе с государственными органами компании «СКАНИЯ-РУСЬ» Вахтанга Парцвания. Он осветил в своём докладе не только планы на будущее, но и рассказал о уже ведущихся разработках автономного транспорта. Вахтанг Парцвания представил вниманию участников форума общую концепцию и конкретные факты проводимых испытаний. Уже сегодня испытания транспорта разной степени автономности проводятся на закрытых территориях, а внедрение автономного транспорта на дороги общего пользования – дело уже недалёкого будущего. Большое значение в грузоперевозках должен будет получить платунинг – движение автомобилей колонной на автопилоте. Докладчик рассказал о целом ряде демонстрационных проектов и испытаний в этой области, один из которых предполагает долгосрочное сотрудничество в рамках тестирования технологий и инфраструктуры для движения беспилотного и подключенного транспорта на участке дороги М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Данный проект стал предметом соглашения, подписанного представителями компании «СКАНИЯ-РУСЬ», НП «ГЛОНАСС» и «Инфраструктурным центром НТИ «Автонет» после пленарной дискуссии.

После завершения пленарной части дискуссии продолжались до вечера в рамках специализированных сессий. Всего в рамках программы международного форума «Автонет» выступило 58 спикеров, представляющих компании разработчиков, аналитиков, вендоров, нынешних и будущих компаний-заказчиков, стартапы.

Заместитель директора Департамента информационных технологий и интеллектуальных транспортных систем ГК «Автодор» Александр Казаков, рассказал, что «автомагистрали и скоростные автодороги, переданные в доверительное управление ГК «Автодор», а также строящиеся под нашим руководством магистрали к 2030 году достигнут 12 тысяч километров».

На сессии «Транспортно-логистические услуги» директор по робототехнике компании «ВИСТ Групп» Николай Одинцёв рассказал о роботизированном карьерном транспорте, который (что было отражено даже в названии доклада), находится всего лишь в шаге от промышленного внедрения. На вопрос о целесообразности данного проекта он ответил, что «не стоит недооценивать важность разработки роботизированных карьерных самосвалов – в условиях глубоких карьерных разработок, беспилотный самосвал – это отсутствие необходимости рисковать жизнью водителя».

В области цифровых технологий внимание собравшихся привлёк рассказ заместителя генерального директора по коммерческой деятельности и маркетингу BIATechnologies Алексея Бугая об онлайн-навигаторе для грузового транспорта. Среди задач, решаемых представленным продуктом, значатся не только формирование актуальных объектов дорожно-транспортной инфраструктуры и безопасность водителей, но и качество маршрутизации грузовых перевозок и минимизация издержек в дороге. Таким образом, от навигатора, привычного сегодня любому человеку за рулём, делается закономерный шаг к профильному отраслевому продукту для коммерческого транспорта, поскольку он будет решать помимо навигационных задач ещё и вопросы аналитики и планирования грузовых перевозок.

На сессии «Телематические транспортные и информационные системы», модератором которой стал директор по развитию Лаборатории умного вождения Тимур Кузеев, обсуждались вопросы сбора, хранения и анализа персональных данных, а также применение искусственного интеллекта в автомобилях. Тимур Кузеев отметил, что для автовладельца, который приобретает машину с функцией Connected Car, предусмотрено большое количество привилегий, таких как специальные программы страхования.

Старший менеджер по работе с клиентами HUAWEI Евгения Пономарёва добавила, что развитие инфраструктуры и внедрение беспилотников – это строительство абсолютно новой экосистемы, которое предполагает партнёрство всех участников. При этом разработки HUAWEI позволяют обмениваться информацией об инфраструктуре, автомобиле и других участниках движения во время использования личного транспортного средства, а собранные данные сохраняются. В свою очередь, директор по развитию бизнеса беспилотных автомобилей «Яндекса» Артём Фокин рассказал, почему гиганты автопрома не стремятся вкладывать много ресурсов в разработку беспилотных автомобилей. По его словам, всё дело в том, что доступные повсеместно беспилотные такси сделают ненужной покупку автомобиля: «Если можно будет моментально вызвать беспилотное такси в любую точку, люди перестанут покупать автомобили, но продолжат ими пользоваться. Продажи машин упадут. Автопроизводители станут поставщиками услуг, а не продавцами товара. А многим не хочется менять свою нишу, такое изменение роли их пугает. Поэтому они охотно и с удовольствием поддерживают разговоры о беспилотном транспорте, но на деле редко вкладываются в его развитие».

На сессии «Интеллектуальная городская мобильность» ключевыми звучали темы сочетания эволюционирующего городского общественного транспорта и всё более популярного сегодня каршеринга. К примеру, основатель сервиса Samoсat Sharing Василий Быков сообщил, что система проката самокатов, разработанная Samocat Sharing выиграла конкурс транспортного управления Хельсинки IdeaLab: «Бизнес-модель проката самокатов показала себя с лучшей стороны, доказав свою эффективность. Поэтому мы рассчитываем на то, что установка наших станций в Хельсинки станет одним из начальных этапов развития системы Samoсat Sharing в Финляндии. С 2019 года в центральных районах города (Хельсинки) можно будет арендовать электрические и мускульные самокаты на пятидесяти станциях».

Касаясь темы каршеринга, сооснователь YouDrive Андрей Кубриков отметил, что в России сервис пока что будет развиваться только в городах-миллионниках, в небольшие города каршеринг придёт позже. При этом в некоторых городах Московской области каршеринговые услуги уже доступны: «Рынок каршеринга в Москве развивается гигантскими темпами. В 2015 году в столице было только 350 каршеринговых автомобилей. Ими пользовались 35 тыс. москвичей. В 2018 эти цифры выросли соответственно до 10 000 машин и 1 млн пользователей».