Минпромторг ужесточил правила локализации для автоконцернов

Минпромторг ужесточил правила локализации для автоконцернов

Минпромторг вновь пытается ужесточить правила доступа к господдержке в автопроме. Чиновники пересмотрели балльную систему подсчёта локализации. Теперь правила доступа к господдержке, ранее, по мнению ряда источников, излишне лояльные к иностранным автоконцернам, трудно соблюсти даже российским компаниям. Чтобы получить субсидии, придётся не только производить традиционные двигатель и коробку передач, но и локализовать электронику. Впрочем, в правительстве уже обсуждают снижение барьеров.

Документ подготовлен на базе выдвинутой Минэкономики и поддержанной вице-премьером Дмитрием Козаком концепции свободного выбора компонентов для производства в РФ вместо обязательных операций, которые исходно планировал Минпромторг.

Согласно обновлённой версии, допуск к господдержке предлагается серьёзно ужесточить.

Хотя министерство расширило перечень компонентов, доступных для локализации, и увеличило примерно в 17 раз (почти до 8 тыс.) общее число баллов, набрать заданные для каждой меры значения стало намного сложнее. Чтобы получить доступ к господдержке, нужно набрать не менее 2 тыс. баллов: для поддержки экспорта – 2 тыс. баллов, для доступа к льготным автокредитам и лизингу, а также госзакупкам – 6 тыс. баллов. Доступ к компенсации 50% пошлин на автокомпоненты требует 4 тыс. баллов, 85% – 6 тыс. баллов.

Чтобы получить минимальный доступ к господдержке (2 тыс. баллов), необходимо делать в РФ, например, сварку, окраску, штамповку кузова (включая использование 70% российского металла), а также производить двигатель и коробку передач.

Также большой вес имеет электроника (например, системы управления двигателем или трансмиссией), и это серьёзное препятствие.

Большое число баллов предусмотрено за каждый процент инвестиций от выручки в НИОКР. Российские концерны (АвтоВАЗ, группа ГАЗ, «Соллерс», КамАЗ) инвестируют 1–2% от выручки в НИОКР, что даёт им дополнительную фору по баллам.

Отечественные производители с трудом, но всё-таки смогут приблизиться к планке 6 тыс. баллов для получения доступа ко всем мерам господдержки за счёт ключевых операций (двигатель, коробка передач) и НИОКР. Но локализованным производствам иностранных автоконцернов будет сложно получить даже минимальные субсидии, и ближе всего к планке 2 тыс. баллов окажутся компании второй волны промсборки за счёт большого веса двигателя.

Подход Минпромторга больше ориентирован на высокотехнологичную локализацию, а не на «кузов-коврики», как было в версии Минэкономики. Однако для достижимости критериев необходимо снизить целевой балл. В результате Минпромторг уже снова пересматривает критерии, в частности смягчая условия по экспорту.

В АвтоВАЗе и Renault что выступают за дифференциацию господдержки по уровню локализации с учётом объёма инвестиций и ресурсов для инвесторов, а также планов по созданию рабочих мест. В компаниях считают нужным создать рабочую группу при участии заинтересованных сторон до принятия окончательного решения, чтобы определить «справедливые условия поддержки для следующего цикла инвестиций».

Между тем документ должен быть внесён в правительство уже в ближайшие дни. Представитель Дмитрия Козака сообщил, что правила локализации «дорабатываются».

Ёмкость российского авторынка с учётом распределения по отдельным моделям недостаточна для того, чтобы при локализации конкурировать с глобальным импортом, говорит глава комитета производителей автокомпонентов Ассоциации европейского бизнеса Андрей Коссов. С учётом волатильности рынка, добавляет он, особенно важно поддерживать уже производимые в РФ компоненты, чтобы не допустить снижения локализации. Упор на производство в РФ электроники – позитивный момент с точки зрения развития технологий, признаёт эксперт, но иностранным концернам будет заведомо сложно перейти на российскую продукцию, так как это часть глобальной платформы.

www.kommersant.ru

На данном сайте используются cookie для сбора информации технического характера и обрабатывается Ваш IP-адрес. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.