Госзаказы на исследования и разработки: изменения в системе закупок

Госзаказы на исследования и разработки: изменения в системе закупок

О способах финансирования научных проектов и исследовательской работы: как можно привлечь дополнительные внебюджетные средства.

Учёные зарабатывают деньги, выполняя заказы на разработки и исследования.

Государственные заказы на научные работы формируются с помощью системы закупок.

 

Основы системы госзакупок

Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Закупки для нужд юридических лиц, где доля государственного участия в уставном капитале превышает 50%, а также дочерних предприятий таких организаций, бюджетных учреждений и определённых унитарных предприятий подчиняются Федеральному закону от 18 июля 2011 г. N223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

По 44-ФЗ заказчики планируют свои закупки в соответствии с законом о российском бюджете на следующий финансовый год и плановый период. Согласно 223-ФЗ, план закупки составляется на срок не менее года. В статье 10 44-ФЗ сформулирован принцип стимулирования инноваций: «Заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путём закупок инновационной и высокотехнологичной продукции».

В статье 10 44-ФЗ сформулирован принцип стимулирования инноваций.

Утверждённые планы закупок публикуются в единой информационной системе (ЕИС). Сайт ЕИС – zakupki.gov.ru. Там размещаются все запросы от государственных и муниципальных заказчиков. Информация обо всех конкурсах, связанных с научными исследованиями и инженерно-технологическими разработками, цена которых превышает ₽500 тысяч, публикуется на 4science в разделе «Конкурсы».

По закону участником закупки может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением офшорных компаний, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Дополнительные требования к участникам – в отношении опыта, квалификации, финансового положения и материальных ресурсов – выдвигает организатор закупки при объявлении конкурса.

Госзакупки проводятся в двух форматах:

1)    в традиционном виде, когда участник конкурса должен предоставить все необходимые документы напечатанными на бумаге;

2)    в электронной форме – на специальных площадках, таких как sberbank-ast.ru, roseltorg.ru, etprf.ru, etpgpb.ru.

 

Изменения в законах о госконтрактах

С 1 июля 2018 года вступили в силу некоторые изменения в системе госзакупок.

Теперь помимо аукциона в электронной форме можно будет провести открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок и запрос предложений.

Пока заказчики смогут осуществлять электронные закупки в добровольном порядке, а с 1 января 2019 года электронные закупки станут обязательными.

Для участия во всех этих видах электронных закупок нужно получить аккредитацию на электронной площадке, необходимое требование для этого – электронная цифровая подпись.

До конца 2018 года порядок аккредитации устанавливается статьёй 61 44-ФЗ. С 1 января 2019 года будет вестись единый реестр участников закупок.

Важной составляющей контрактной системы является обеспечение заявок и обеспечение исполнения контракта. Обеспечение заявок на участие в электронных конкурсах и аукционах может предоставляться участником закупки путём внесения денежных средств на виртуальный счёт на электронной площадке. До 30 июня 2019 года включительно это единственный способ.

В дальнейшем появится ещё один вид обеспечения заявки – банковская гарантия. Такую возможность предусматривают поправки, внесённые в контрактную систему Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ. В этом случае денежные средства потребуется вносить на специальные счета, открытые участникам в определённых банках. Их перечень установит правительство, и операторы электронных площадок будут взаимодействовать с этими банками.

Госзаказчики могут не требовать обеспечения заявки, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше ₽1 млн. Это изменение было внесено Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 439.

Операторы электронных площадок теперь смогут брать плату с участников электронных закупок, признанных победителями, – в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.05.2018 N 564.

Величину платы определяет оператор площадки, но правила регламентированы законом.

Размер платы не может превышать ₽2000 при закупках среди субъектов малого бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО), и ₽5000 – при прочих закупках. Если НМЦК не больше ₽500 тысяч или меньше ₽200 тысяч для закупок среди СМП и СОНКО, то плата за участие не превысит 1% НМЦК. При этом те, с кем контракт заключается при уклонении победителя, от платы освобождены.

С 2017 года регламентированы сроки оплаты выполненных работ. Контракты теперь надо оплачивать в течение 30 дней, а при закупках у СМП и СОНКО – в течение 15 рабочих дней.

 

Итоги конкурсов на выполнение НИОКР

На сайте госзакупок можно увидеть как объявленные конкурсы на выполнение различных НИОКР, так и результат определения исполнителя.

Минпромторг России проводил конкурс на НИОКР «Создание комплексов бортовой аппаратуры, на основе распределённой интегрированной модульной авионики (ИМА второго поколения), необходимых для формирования компетенций, позволяющих выполнять функции интегратора 1-2-го уровней на мировой рынок». Цена контракта составила ₽1,3 млрд. Тендер выиграло ОАО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро», конкурентом которого выступило АО «Концерн радиоэлектронные технологии».

На выполнение НИОКР для «Росатома» по теме «Исследование, разработка технологий и изготовление экспериментальных образцов узлов и систем преобразователей тепловой энергии в электрическую. Этап 2018 года» по цене ₽175,4 млн претендовали Научно-исследовательский институт технической физики и автоматизации и АО «Научно-исследовательский институт приборов» (победил НИИТФА).

На некоторые научные конкурсы подаётся единственная заявка.

Бывает, что на конкурс не подаётся ни одной заявки.

Поправки в законодательство о конкурсах на выполнение госзаказов – как вступившие в силу, так и запланированные на 2019 год – позволяют сделать вывод: в системе госзакупок появляется больше возможностей для небольших инновационных и научно-производственных предприятий. При этом общая схема участия в конкурсах упрощается за счёт цифровизации процессов. И позитивными изменениями могут воспользоваться научные организации любого масштаба.

4science

На данном сайте используются cookie для сбора информации технического характера и обрабатывается Ваш IP-адрес. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.