
Многочисленные слова об импортозамещении в информационных технологиях, звучащие из уст высших чиновников, пока не привели к значительным изменениям в ИТ-инфраструктуре федеральных органов власти в пользу отечественных продуктов. Такой вывод следует из анализа базового программного обеспечения, лежащего в основе 339 федеральных государственных информационных систем (ФГИС).
В ходе исследования, проведённого TAdviser в августе 2017 года, были изучены все системы, содержащиеся в реестре федеральных ИТ-систем. В каждой из них аналитики выделяли базовые продукты, на которых они построены – системы управления базами данных (СУБД) и серверные операционные системы (ОС).
Результаты исследования 2017 года были сопоставлены с результатами аналогичного исследования, проведённого TAdviser два года назад.
СУБД
Продукты Microsoft и Oracle, как и прежде, занимают лидирующие позиции в списке наиболее популярных СУБД, применяемых для построения ФГИС.
Microsoft SQL Server используется в 131 ФГИС из 339 исследуемой (38,6%), Oracle Database – в 86 федеральных системах (25,4%).
СУБД с открытым исходным кодом MySQL (развивается и поддерживается Oracle) и PostgreSQL заметно менее популярны – на них построено 47 (13,9%) и 33 (9,7%) ФГИС, соответственно.
В 2015 году общее число ФГИС было меньшим – 321. Показатели Microsoft и Oracle равнялись 132 (41,1%) и 90 (28%), MySQL и PostgreSQL – 50 (15,6%) и 31 (9,7%), соответственно.
В крупных ФГИС (с числом пользователей более 1000 – всего их 118) расстановка сил похожа, но лидирующей СУБД с небольшим отрывом является Oracle.
Наиболее активным пользователем СУБД с открытым кодом остаётся Минэкономразвития – 16 из 31 ФГИС этого министерства построены на Postgres либо MySQL.
Среди приверженцев Oracle можно выделить Росреестр и Минздрав. На СУБД этого производителя работают все 15 ФГИС Росреестра и 4 из 4 – Минздрава.
В федеральных системах Минкомсвязи наибольшей популярностью пользуется СУБД Microsoft SQL Server – на ней построены 8 из 16 ФГИС. Oracle используется в 5 системах.
Отечественные продукты в качестве СУБД используют Росграница (1С:База данных), Аппарат Госдумы (ИРБИС64), ФССП, Росавиация, Росгидромет и ФГУП Радиочастотный центр (Ред База Данных – форк свободной СУБД Firebird).
Единственная СУБД собственной разработки используется в системе автоматизированных банков данных дактилоскопической информации МВД.
Операционные системы
Доля лидирующей серверной операционной системы Windows Server в ФГИС в 2017 году равняется 67%. Её используют 227 из 339 федеральных государственных информационных систем.
В 2015 году доля Windows Server составляла 69,5% (223 из 321).
Разновидности Linux и Unix используются соответственно в 24% и 8,5% федеральных государственных информационных систем в качестве серверных ОС. Двумя годами ранее эти показатели равнялись 26% и 10%, соответственно.
Наиболее популярной ОС с открытым исходным кодом является продукт американской компании Red Hat. На его базе функционирует оборудование 23 ФГИС (25 в 2015 году).
Самым популярным дистрибутивом Unix, согласно исследованию, является FreeBSD.
На базе российских дистрибутивов Linux – МСВС и Alt Linux – работают серверы только двух ФГИС. В Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков на базе МСВС функционирует программно-технический комплекс «Государственные услуги», с помощью которого ФСКН предоставляет госуслуги и обеспечивает межведомственное информационное взаимодействие. На базе Alt Linux работает Единый портал госуслуг (ЕПГУ, gosuslugi.ru).
Самым активным пользователем Red Hat среди российских федеральных госорганов, по данным TAdviser, всё также является Росреестр.
Доля российских СУБД и ОС в инфраструктуре федеральных ИТ-систем не растёт в связи с тем, что перспектива импортозамещения этих продуктов, вероятно, пугает ИТ-руководителей ведомств.
Такие проекты, во-первых, достаточно рискованны. Велика вероятность сбоев на этапе миграции, которая может занять многие месяцы.
Во-вторых, ИТ-руководителям сложно обосновать необходимость финансирования мероприятий импортозамещения. Политика политикой, но отчитываться за замену работающей системы, обеспечивающей все необходимые функции ведомства, на новую с аналогичным функционалом, придётся перед аудиторами Счётной палаты и другими проверяющими органами. Вне политического контекста такие проекты вполне можно посчитать двойными тратами на одну и ту же задачу.
В-третьих, Государственные информационные системы, зачастую, разработаны таким образом, что не могут функционировать на каком-либо другом базовом ПО. Замена иностранных базовых продуктов повлечёт за собой значительный объём переработки вышестоящих ИТ-систем, ведомствам заново придётся решать вопросы тестирования, интеграции, обучения и т.д.
Ну и не менее важно то, что в информационном поле практически отсутствуют примеры успешных проектов, связанных с заменой иностранного ПО на российское. Нет публичного опыта, на который ИТ-руководители могли бы ориентироваться.
Пресс-служба TAdviser
Комментарии