Верховный Суд РФ: замена аналоговых тахографов на цифровые – это требование

Верховный Суд РФ: замена аналоговых тахографов на цифровые – это требование

Верховный Суд Российской Федерации признал, что замена аналоговых тахографов на цифровые – это не рекомендация, а обязательное требование. Оно базируется на федеральных законах, не противоречит международным нормам и не ущемляет права предпринимателей.

С иском о признании недействующим приказа Министерства транспорта №348 «О внесении изменений в Порядок оснащения транспортных средств тахографами, утверждённый приказом Министерства транспорта РФ от 21 августа 2013 г. № 273» в верховный суд обратилось ООО «Сокор-логистик». Напомним, приказ, вступивший в силу 16 декабря 2015 г., переносит срок законности аналоговых тахографов на полтора года – с 1 января 2018 г. на 1 июля 2016 г.

По мнению «Сокор-Логистик», документ носит скорее рекомендательный, а не обязательный характер, так как ни федеральные законы (в частности, №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и №184-ФЗ «О техническом регулировании»), ни Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» таких требований к тахографам не содержат. Кроме того, полное переоснащение парка приведёт к существенному росту издержек, а значит, принятый документ нарушает право Общества на ведение предпринимательской деятельности.

Однако Верховный Суд не признал аргументы истца справедливыми. По федеральному закону «О безопасности дорожного движения», порядок, в котором устанавливаются требования к тахографическому контролю, определяет Правительство РФ. Постановлением от 23 ноября 2012 г. №1213 Правительство возложило полномочия по утверждению требований к тахографам на Министерство транспорта при условии согласования с ФСБ и МВД. Порядок оснащения транспортных средств тахографами Минтранс компетентен устанавливать самостоятельно. Значит, и приказ №36, запрещающий использование тахографов без СКЗИ, и приказ №348, сокращающий сроки переоснащения, соответствуют федеральным законам.

Что же касается Технического регламента Таможенного союза, то, согласно этому документу, порядок оснащения транспортных средств тахографами устанавливается правовыми актами государств-членов объединения. Единственное требование регламента – конструкция транспортных средств, осуществляющих коммерческие перевозки, должна предусматривать установку контрольных устройств. Соответственно, и здесь нет никакого конфликта с принятым актом.

«Любую организацию и любого гражданина защищает, прежде всего, соблюдение законодательства его страны, – подчеркнул директор по развитию ЗАО «Атлас-Карт» Виктор Прокопенко. – ФСБ России в своём письме по запросам о том, является ли тахограф техническим средством, для которого должны устанавливаться дополнительные требования, однозначно ответила положительно и указала, что эти требования определены приказом Минтранса России №36. Это всё строго соответствует, в том числе, и требованиям Регламента таможенного союза».

Оценку приказа в отношении прав предпринимателей ещё на этапе проекта дало Минэкономразвития. По заключению ведомства, новый порядок и требования не затрудняют ведение предпринимательской и инновационной деятельности. Представители бизнеса были заранее проинформированы о необходимости установить цифровые устройства взамен аналоговых и имели достаточно времени, чтобы постепенно произвести переоснащение.

Согласно ГКРФ гражданские права могут быть ограничены на основании федеральных законов, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Постепенное оснащение транспортных средств цифровыми контрольными устройствами предусмотрено федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2013–2020 гг.», утверждённой постановлением Правительства РФ от 3 октября 2013 г. №864. Это мера необходима для повышения безопасности дорожного движения и снижения наиболее значимых факторов ДТП, таких как усталость и ошибки водителей. Так, за первые 7 месяцев 2016 г. на дорогах России по вине водителей грузовых автомобилей произошло свыше 7,5 тысяч аварий. При этом по статистике тяжесть происшествий с участием грузового транспорта почти втрое выше, чем с участием легковых машин. Обеспечение безопасности дорожного движения – одна из приоритетных задач государства, поэтому вопросам тахографического контроля в российском законодательстве уделяется особое внимание.

«В нашей правовой системе Верховный суд является той инстанцией, которая призвана отвечать за справедливость, и если суд решил, что права не нарушаются, и это был Верховный суд, то поставлена точка в этом вопросе. В данном случае всем участникам системы тахографического контроля следует учитывать решение Верховного суда в своей деятельности», – говорит эксперт Ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадий Мирошин.

Bezdtp.ru


Поделиться:



На данном сайте используются cookie для сбора информации технического характера и обрабатывается Ваш IP-адрес. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.