
Российское правительство и Военно-промышленная комиссия готовят систему мер защиты отечественных производителей электронно-компонентной базы (ЭКБ). В ближайшее время планируется принять программу импортозамещения ЭКБ для навигационных приёмников ГЛОНАСС бортовых устройств системы ЭРА-ГЛОНАСС, в рамках которой обсуждаются ограничения на использование импортных комплектующих в этих приборах.
Разрабатываются механизмы предоставления преференций поставщикам навигационной аппаратуры ГЛОНАСС, обладающей статусом навигационной аппаратуры ГЛОНАСС российского происхождения при проведении закупок в рамках 44‑ФЗ и 223-ФЗ. Эти меры направлены на стимулирование применения разработчиками аппаратуры ГЛОНАСС электронной компонентной базы российского производства за счёт установления преференций таким устройствам при производстве, сертификации и применении для государственных и муниципальных нужд.
Поддержка российских производителей ЭКБ только этими мерами не ограничивается. В перечне поручений по итогам совещания межведомственной рабочей группы коллегии ВПК по вопросам разработки и производства ЭКБ содержится поручение Минпромторгу «подготовить предложения по корректировке технического регламента Таможенного союза (ТС) «О безопасности колёсных транспортных средств» в части установления требований по использованию навигационных терминалов ЭРА-ГЛОНАСС с использованием российской ЭКБ». Подготовка этих предложений указывает на то, что российским производителям микроэлектроники хотят обеспечить преференции не только в сфере госзакупок, но также в масштабах всего автомобильного рынка Таможенного союза, поскольку терминалы ЭРА-ГЛОНАСС (в других странах союза система называется иначе при аналогичном функционале) с 2017 г. становятся обязательной комплектацией для всех новых автомобилей, регистрируемых в странах ТС. То есть суммарно речь может идти о рынке с потенциалом 2 млн устройств в год. Если прибавить сюда ёмкость рынка бортовых тахографов, устройств системы «Платон», то ёмкость рынка составит уже более 2,5 млн устройств в год.
Готовность российской микроэлектронной промышленности удовлетворить этот спрос детально обсуждалась 5 апреля 2016 г. на выездном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам разработки и производства ЭКБ, проходившем в Зеленограде на предприятии «Ангстрем-Т». Выводы прозвучали такие: на основе существующей уже сейчас российской ЭКБ возможно производство терминалов ЭРА-ГЛОНАСС со степенью локализации до 30%. На импортозамещение остальных комплектующих потребуется от одного до трёх лет при соответствующем объёме инвестиций. Так, опытно-конструкторская работа по созданию российского GSM-модема оценена в 150 млн руб. с появлением продукта в 2018 г. (оценка из доклада заместителя гендиректора ОАО «НИИМЭ и Микрон» Виктора Эннса). Отечественный акселерометр можно разработать к 2018 г., вложив в проект порядка 100 млн руб.
Основная проблема состоит в том, что российская микроэлектроника на выходе получится ощутимо дороже аналогов из Юго-Восточной Азии. По экспертной оценке, представленной «НИИМЭ и Микрон», конечная цена терминала ЭРА-ГЛОНАСС из ЭКБ отечественного производства будет в три раза выше, чем такого же устройства из ЭКБ импортного происхождения, – 12 000 против 4000 руб. Вот здесь как раз и понадобятся меры по ограничению использования зарубежной ЭКБ и преференции для российских производителей. Потому что без дополнительных стимулов вряд ли кто-то будет приобретать отечественный прибор за цену, втрое превышающую импортный аналог.
По словам Алексея Дианова, директора по корпоративным коммуникациям «НИИМЭ и Микрон», при благоприятном развитии событий можно заместить элементную базу для терминалов ЭРА-ГЛОНАСС за 1–2 года.
www.izvestia.ru
Комментарии