Большинство госзаказчиков игнорируют 188-ФЗ
Прошло два года. Павел Хилов, руководитель Экспертного центра электронного государства, являющегося одним из соучредителей организуемого в стране центра компетенций по импортозамещению, рассказал на Международном форуме безопасного Интернета (ФИБ-2016) о текущем положении дел с импортозамещением ПО в органах российской власти.
Объёмы расходов на ПО в региональных структурах власти сопоставимы с расходами в федеральных властных структурах, поэтому проведённые в конце прошлого года Экспертным центром электронного государства исследования в регионах дают представление о положении дел с расходами в российских органах власти в целом.
Согласно результатам опроса, на 95% рабочих мест в региональных властных структурах используются операционные системы Windows и офисные программные пакеты MS Office. На 90% рабочих мест в качестве почтового клиента применяют MS Outlook. Из находящихся в эксплуатации СУБД около 80% составляют Oracle и MS SQL Server. Примерно 72% публикуемых контрактов на закупки ПО приходится на иностранное ПО, что в денежном выражении составляет 77% (или 72 млрд рублей) средств, выделяемых на эти закупки.
После принятия в прошлом году закона 188-ФЗ, согласно наблюдениям Экспертного центра электронного государства, происходят положительные сдвиги (в части реализации программы импортозамещения). Так, господин Хилов отметил работу правительств Калужской и Московской областей и Республики Бурятия. В этих регионах ведётся тестирование российских аналогов импортного ПО, есть опыт замены иностранных СУБД в системах электронного документооборота.
Есть и первые экономические показатели импортозамещения в ПО. Так, перевод СМЭВ в Республике Бурятия на российские разработки (это стоило региону не более 3 млн рублей) позволяет республике экономить на поддержке и закупках лицензий около 10 млн. рублей в год (примерно 20% годового ИТ-бюджета региона).
При решении задач импортозамещения всем властным организациям нужно провести инвентаризацию используемого ПО, определить приоритеты, разработать концепции импортозамещения в регионе, скорректировать региональные ИТ-программы, выбрать аналоги для замещения, оценить типовые угрозы процесса перехода на замещающее ПО.
Использование единого реестра российского ПО, который заработал с начала этого года, пока эффективным признать нельзя из-за слабого контроля исполнения запрета на приобретение импортного ПО и отсутствия механизмов воздействия на нарушителей запрета, считает господин Хилов. По его словам, около 85% госзаказчиков пока игнорируют 188-ФЗ, зачастую не предоставляя предусмотренных законом обоснований для закупки иностранных программных продуктов: в прошлом году только 5% госзаказчиков в достаточной мере аргументировали закупки импортного ПО.
www.pcweek.ru
Поделиться:
Комментарии