Минкомсвязи не дали сэкономить

Минпромторг не внял предложению Минкомсвязи об исключении из Плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной отрасли 65 видов оборудования.

Минпромторг не внял предложению Минкомсвязи об исключении из Плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной отрасли 65 видов оборудования.

Приказ Минпромторга об утверждении Плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности был подписан главой ведомства Денисом Мантуровым 31 марта 2015 г. Он состоит из 534 пунктов и включает разные виды технологических направлений. Это как телекоммуникационное оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы, базовые станции, системы телефонной связи, станция спутниковой связи Ku-диапазона и другое), так и вычислительная техника (микропроцессоры, микросерверы, кресло-коляски с электроприводом, локомоторно-активные протезы нижних конечностей и другое), светодиодные технологии (светодиодные кристаллы), медицинская техника (датчики для измерения внутричерепного давления, инкубаторы тромбоцитов, имплантируемые электрокардиостимуляторы), электронная и оптическая компонентная база, ПО.

Ещё до выхода Плана Минкомсвязи направило в Минпромторг письмо с замечаниями и предложениями по Плану импортозамещения. В нём говорилось, что ведомство «считает целесообразным в целях технологической необходимости и оптимизации бюджетных средств» исключить из данного Плана 65 наименований оборудования. В их числе оказались магистральные коммутаторы на иностранной электронно-компонентной базе (ЭКБ), комплект офисной АТС и IP-телефона на базе отечественной ЭКБ, домашний маршрутизатор на базе отечественной ЭКБ, базовые станции разных стандартов, включая микросотовые, цифровые телевизионные приставки (STB), станция спутниковой связи Ku-диапазона и другое.

В письме Минкомсвязи к Минпромторгу приводился дополнительный список из 18 пунктов, которые, наоборот, предлагалось внести в План по импортозамещению. В нём перечислены такие виды оборудования, как полезная нагрузка для спутников, аналоговые видеокамеры, IP- и веб-камеры, системы конференц-связи, подвижные и стационарные абонентские станции спутниковой связи и другое). Кроме того, в этом списке указаны компании, которые смогут заняться производством отечественных аналогов. Речь шла, например, о полезной нагрузке для спутников связи. В документе упоминается, что доля её импорта сейчас составляет 70%, а к началу следующего десятилетия должна снизиться до 40%. ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева», частично ФГУП «НИИР», РКК «Энергия», а также ФГУП «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» перечислены как исполнители проекта по импортозамещению.

В итоге Минпромторг не согласился с предложением Минкомсвязи и, наоборот, внёс все 65 видов оборудования в План. Что касается дополнительных 18 видов оборудования, то не все из них включены в приказ Минпромторга. Например, в нём нет полезной нагрузки для спутников, а также абонентских станций спутниковой связи, как стационарных, так и передвижных.

Представители Минкомсвязи и Минпромторга не предоставили комментариев.«Каждое министерство говорит на своём языке, в своём формате и исходя из своих задач. Иногда они даже имеют в виду одно и то же», – говорит председатель совета Ассоциации производителей электронной аппаратуры и приборов (АПЭАП) Светлана Аппалонова.

По её мнению, ведомствам нужно определиться с самим понятием импортозамещения. По её словам, в данном случае импортозамещение - это помощь в увеличении доли рынка для российского оборудования. Это не простое копирование уже существующих зарубежных аналогов, а установка быть на шаг впереди в инновационном развитии. «На сегодняшний день, когда «Ростелеком» рапортует, что на Урале у него всё сделано на российском оборудовании, то возникает вопрос: а кто решил, что оно российское? Есть только один орган – Межведомственный экспертный совет по присвоению статуса «телекоммуникационное оборудование российского происхождения». Всё остальное - самодеятельность», – считает Светлана Аппалонова.

По оценке источника, министерства не договорились о формате, терминах и целях до того, как начали работу над этим планом мероприятий. Каждое из них не пытается выслушать позицию другого и найти компромисс. Именно поэтому последовало письмо Минкомсвязи в Минпромторг. Источник рассказал, что на днях, 27 апреля, глава Минкомсвязи Николай Никифоров написал письмо Денису Мантурову, где говорит, что позиции, указанные Минкомсвязи для исключения, включены в полном объёме в итоговый план, а дополнительные позиции от ведомства почему-то включены не полностью. Собеседник ComNews считает, что в случае с данным приказом у Минпромторга цель поставлена правильно, однако сама реализация проекта сильно страдает.

Другой собеседник ComNews на рынке телекоммуникаций отметил, что предложение Минкомсвязи по исключению 65 видов оборудования из Плана по импортозамещению обернулось бы некоторыми трудностями для тех игроков отрасли, чьё оборудование не попало бы в План.

Например, в список Минкомсвязи из 65 пунктов попали цифровые телевизионные приставки (STB), одним из крупных разработчиков и производителей которых в России является GS Group.

«Для развития высокотехнологичных производств Россия должна сделать ставку именно на те рыночные сегменты, в которых она уже обладает уникальными технологиями, подтверждёнными реальным спросом, – говорит директор по стратегическому маркетингу холдинга GS Group Андрей Безруков. – Поддерживая производителей телевизионных приставок, Россия сможет в течение нескольких лет стать лидером мирового рынка продуктов и технологий для цифрового ТВ. Отсутствие в настоящее время каких-либо протекционистских мер затрудняет эти процессы, открывая свободный доступ на российский рынок низкокачественной продукции китайских производителей». По его словам, GS Group не боится конкуренции и готова предоставить свои производственные мощности сторонним производителям цифровых телевизионных приставок и в сжатые сроки увеличить объём выпуска готовых изделий в три-четыре раза.

Андрей Безруков напомнил, что продукция и технологические разработки холдинга конкурируют с зарубежными аналогами в России и за её пределами. «Ежегодно заводы «Технополис GS» выпускают более 2,5 млн изделий, что составляет порядка 3% мирового рынка. Доля присутствия продукции GS Group на российском рынке составляет около 50%», – отметил он. Общее количество абонентов, использующих приёмное оборудование производства холдинга GS Group, только в РФ составляет порядка 14 млн домохозяйств или более 40 млн человек.

www.comnews.ru

На данном сайте используются cookie для сбора информации технического характера и обрабатывается Ваш IP-адрес. Продолжая использовать этот сайт, вы даете согласие на использование файлов cookies.