
Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий (НАИРИТ), возглавляющая рабочую группу Комиссии Государственной Думы по развитию стратегических информационных систем (Комиссия ГД) по подготовке поправок в законодательство с целью подготовки мер поддержки отечественных разработчиков в рамках реализации программы импортозамещения в ИТ, объявленной Президентом РФ В.В. Путиным весной этого года, сообщает о об утверждении Комиссией ГД окончательной редакции поправок.
В течение последнего времени рабочая группа Комиссии ГД вела широкое обсуждение поправок в законодательство с участниками рынка в лице отраслевых ассоциаций, а также представителей профильных ведомств с целью выработки согласованной позиции по данному вопросу. Комиссия Государственной Думы по развитию стратегических информационных систем изучив предложения участников обсуждения представила итоговый вариант поправок поддержки отечественных разработчиков ИТ.
Комиссией было принято решение смягчить прежнюю редакцию определения отечественного производителя ИКТ-продукта, представленную в июле месяце 2014 года: «Считать компанию ИКТ-производителя отечественной, если доля иностранного капитала в ней не превышает 25% – 1 акция, более 75% продаж которой проходит в России, она является налоговым и юридическим резидентом РФ в составе персонала которой доля иностранных граждан не превышает 25%» и согласиться с определением производителя отечественного ИКТ-продукта, прошедшего межведомственное согласование: «Считать компанию - ИКТ-производителя отечественной, если в ней более 50% долей в уставном капитале, акций и других инструментов корпоративного контроля принадлежит:
- гражданину или группе граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим двойного гражданства,
- и/или Российской Федерации,
- и/или субъекту Российской Федерации,
- и/или российскому муниципальному образованию,
- и/или российской публично-правовой компании (государственной корпорации, государственной компании и тому подобному),
- и/или российскому государственному или муниципальному унитарному предприятию или учреждению.
Комиссия ГД исключила из определения отечественного производителя ИКТ возможности наличия двойного гражданства владельца отечественной ИКТ-компании и необладания статусом налогового резидента РФ. Вместе с тем, понимая, что сиюминутное введение подобных мер может создать сложности у ИТ-компаний, стремящихся подойти под это определение, было принято решение отложить введение их в силу до 01 января 2016 года.
Комиссия ГД приняла решение о смягчении требования обязательности отсутствия в определении российского ИКТ-продукта компонентов, требующих лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ. Комиссия приняла решение о введении и разработке специального классификатора, утверждаемого Правительством Российской Федерации и который позволит регламентировать допускаемые объёмы лицензионных отчислений.
Комиссия ГД приняла решение озаконодательном закреплении обязанности Правительства РФ обеспечить ведение специального реестра программного обеспечения силами профильных ведомств.
В части текста поправок в Федеральные законы 44-ФЗ и 223 ФЗ, закрепляющихподдержку отечественных ИКТ-продуктов при проведении закупок товаров, работ или услуг (без пересмотра уже состоявшихся), где разногласия между участниками обсуждения практически отсутствовали, было предложено ужесточить формулировку пункта о бальных преференциях в квалификации при проведении закупок товаров, работ или услуг для российских разработчиков ИТ до введения нормы об однозначном предпочтении российских ИКТ-продуктов, являющихся аналогами соответствующих импортных ИКТ-решений.
Финальный текст поправок в законодательство, утверждённый Комиссией ГД по развитию стратегических информационных систем прилагается.
По совам Президента НАИРИТ Ольги Усковой, «Учитывая высокую актуальность данной темы, а также необходимость скорейшего выполнения поручения Президента РФ В.В. Путина об импортозамещении в ИТ у законодателей есть все шансы принять данные законопроекты до конца года».
В целях снижения зависимости отечественных ИТ в СИС от западных технологий, создания эффективных условий для импортозамещения в ИТ члены Комиссии рекомендуют:
1.1. Закрепить в законодательстве определение российского ИКТ-продукта совместно с определением производителя российского ИКТ-продукта с использованием следующей редакции:
«Российским ИКТ-продуктом считаются программное обеспечение, аппаратные и программно-аппаратные комплексы, не содержащие компонентов, требующих лицензионных отчислений иностранным компаниям или их дочерним обществам, зарегистрированным на территории РФ, в объёме, превышающем порог, который определяется специальным классификатором, утверждаемым Правительством Российской Федерации1, и если исключительные права на данный продукт (на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права) принадлежат производителю, являющемуся российским юридическим лицом - налоговым резидентом Российской Федерации,
– который на основании трудовых договоров, заключённых в соответствии с требованиями российского законодательства со специалистами, обладающими необходимыми компетенциями, обеспечивает поддержку, сопровождение и развитие указанного ИКТ-продукта,
– и в котором более 50% долей в уставном капитале, акций и других инструментов корпоративного контроля принадлежит:
- гражданину или группе граждан Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации и не имеющим двойного гражданства2,
- и/или Российской Федерации,
- и/или субъекту Российской Федерации,
- и/или российскому муниципальному образованию,
- и/или российской публично-правовой компании (государственной корпорации, государственной компании и тому подобному),
- и/или российскому государственному или муниципальному унитарному предприятию или учреждению.
2.2. Законодательно закрепить обязанности Правительства Российской Федерации обеспечить ведение специального классификатора реестра российского программного обеспечения силами профильных ведомств.
2.3. Внести поправки в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее 44-ФЗ), а также в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 г. № 223 ФЗ (далее 223 ФЗ), закрепляющих поддержку отечественных ИКТ-продуктов при проведении закупок товаров, работ или услуг (без пересмотра уже состоявшихся):
2.3.1. в 223 ФЗ ввести норму об обязательном ведении каталога товаров и услуг в стандарте НСИ ISO22745 и/или соответствующем ГОСТ;
2.3.2. в законы 44 ФЗ и 223 ФЗ ввести нормы об однозначном предпочтении российских ИКТ-продуктов, являющихся аналогами соответствующих импортных ИКТ-решений. При наличии в реестре двух и более российских ИКТ-продуктов, имеющих соответствующий статус, импортный ИКТ-продукт к конкурсу не допускается. При закупке импортного ИКТ-продукта, имеющего отечественные аналоги в реестре, проводить обязательную публичную процедуру внешнего аудита таких решений с привлечением соответствующих ведомств в рамках их компетенций».
Пояснение:
Абзац четвёртый пункта 1.1 приведён в соответствие с ч.2 ст.1 законопроекта «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций), подготовленного Министерством экономического развития РФ и размещённого для обсуждения на сайте ведомства:http://www.economy.gov.ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/about/structure/depinvest/201406265#
Сноски:
1. В состав российского ИКТ-продукта могут входить сторонние компоненты, в том числе:
- компоненты, требующие лицензионных отчислений иностранным юридическим лицам;
- компоненты, не требующие лицензионных отчислений иностранным юридическим лицам;
- компоненты, распространяемые по свободным и/или открытым лицензиям.
2. Предполагается, что норма, содержащая требование отсутствия двойного гражданства у гражданина или группы граждан РФ, должна вступить в силу не ранее 1 января 2016 года.
Комментарии