Учёные РФ создали «умные» наночастицы

Российские учёные сделали важный шаг на пути к созданию медицинских нанороботов, которые могут действовать в живом организме – они впервые в мире «научили» наночастицы производить логические вычисления с помощью биохимических реакций. Технология может стать основой для создания новых методов диагностики и лечения тяжёлых болезней.

Результаты работы специалистов Института общей физики имени Прохорова, Института биоорганической химии имени Шемякина и Овчинникова и Московского физико-технического института (МФТИ) опубликованы в одном из самых цитируемых мировых научных журналов Nature Nanotechnology. Это первая за несколько лет экспериментальная работа, сделанная исключительно российским коллективом и опубликованная в таком журнале, отмечается в пресс-релизе МФТИ.

Логические операции внутри клеток или в искусственных биомолекулярных системах рассматриваются многими учёными как путь к созданию микро- и нанороботов, способных, например, доставлять лекарство строго «по расписанию» в те места организма, где оно необходимо. Двоичными вычислениями на основе молекул нуклеиновых кислот и белков во всём мире занимаются уже более десяти лет, но в опубликованной российскими учёными работе впервые предложен и экспериментально подтверждён способ, в котором любая логическая функция может быть выполнена нано- или микрочастицей.

Как поясняют учёные в своей работе, их труд развивает идею вычислений при помощи биомолекул. Если в электронных цепях логические элементы оперируют током или напряжением, то в биохимических системах на выходе может быть, например, появление какого-то определённого вещества, которое может осуществлять терапевтическое воздействие на биологические системы.

В данном случае наночастицы выполняют определенные функции благодаря специально подобранному по составу внешнему слою, который по-разному «разбирается» при наличии определённого вещества, действующего как сигнал на входе логического элемента. Учёные продемонстрировали возможность применения этих наночастиц для адресного взаимодействия с раковыми клетками. Такой дополнительный контроль в будущем может пригодиться для более точного уничтожения раковых клеток с минимальными последствиями для здоровых тканей и органов, полагают авторы работы.

РИА Новости