07.05.2014 Одной из ключевых тем первого Московского ID-форума стала практика внедрения технологии радиочастотной идентификации (RFID, Radio Frequency IDentification) в розничной торговле.

Одной из ключевых тем первого Московского ID-форума стала практика внедрения технологии радиочастотной идентификации (RFID, Radio Frequency IDentification) в розничной торговле.

В России решения на базе RFID востребованы и используются в различных секторах экономики и хозяйственных сегментах – транспорте, животноводстве, складском учёте, контроле физического доступа. И сегодня возможности и эффективность их применения наиболее активно рассматриваются в розничной торговле.

«Запросы от розничной торговли на RFID начали поступать относительно недавно, примерно полтора года назад, – комментирует Сергей Шелковой, руководитель отдела внедрения отраслевых RFID-систем компании «АйТиПроект». – Специфика розничной торговли создает немало неочевидных с первого взгляда сложностей внедрения RFID, обусловленных, в первую очередь, широким спектром подлежащих контролю объектов (товаров) с резко отличающимися физическими свойствами, оказывающими влияние на применение технологии».

Модератор конференции, руководитель проекта ID Expert Елена Астафьева обратила внимание на то, что, несмотря на наработанную к настоящему времени в странах с развитой экономикой и консолидированную в примерах лучших проектов обширную практику успешных внедрений этой технологии в ритейле, в нашей стране есть примеры с отрицательными результатами пилотных исследований возможностей использования RFID-решений в т. н. модном ритейле – особенно успешном за рубежом в части использования этой технологии.

Одним из таких примеров поделился Дмитрий Моряков, старший аналитик торгового дома «ЦентрОбувь». Результаты пилотного проекта, проведённого в сети магазинов «ЦентрОбувь», показали, с одной стороны, высокую эффективность технологии в нынешнем её состоянии (например, процессы инвентаризации товара ускорились в 5–6 раз). Однако с другой стороны, как он полагает, испытания выявили полную экономическую несостоятельность маркировки товара на стороне ритейлера, что означает обязательный перенос этого процесса на сторону поставщика. И самое главное – эксперимент выявил необходимость инфраструктурных изменений в торговом доме: развёртывание сети Wi-Fi, построение ЦОДа, обеспечение качественных каналов связи к каждому магазину, а также важность строгого подхода к выбору варианта промышленного решения, чтобы минимизировать кастомизацию под ИКТ-инфраструктуру ритейлера.

По подсчётам Морякова, для ТД «ЦентрОбувь» стоимость изменений в инфраструктуре и информационных системах при нынешнем их состоянии многократно превышает стоимость собственно RFID-компонента. По результатам проведённого эксперимента было принято решение о нецелесообразности внедрения в настоящее время RFID-решения и приоритете вложения ресурсов в улучшение инфраструктуры.

Опыт проекта в «ЦентрОбуви» не является показательным даже для российского рынка RFID, не говоря уже о рынках Западной и Северной Европы (от которых Россия заметно отстаёт). Сроки окупаемости среднестатистического RFID-проекта в России не превышают девяти месяцев, хотя при своевременном внедрении можно добиться и лучших показателей. Чтобы вписаться в эти показатели, необходимо строже подходить к выбору партнёров по внедрению RFID-решения – консультантов и интеграторов, к оценке их квалификации. В противном случае можно получить внедрение, которое вообще никогда себя не окупит. К проекту должна быть готова не только ИКТ-инфраструктура, но и бизнес заказчика – нужно понимать, как он будет распоряжаться дополнительными возможностями, полученными от технологии.

PCWEEK