Учёные обещают увеличить ёмкость аккумуляторов и уменьшить время заряда в 10 раз 18.01.2012

Группа исследователей из Северо-Западного университета (Northwestern University) создала электроды, которые увеличат на порядок энергоёмкость существующих литий-ионных батарей и сократят в 10 раз время их зарядки.

Ёмкость батареи ограничивается возможностью электродов накапливать заряд, а время зарядки определяется скоростью перемещения ионов от анода к катоду – чем они ближе, тем меньше время заряда. Современная технология производства литий-ионных аккумуляторов использует углерод (в виде множества слоев графена) в качестве материала для электродов, который накапливает ионы лития. Но углерод может захватывать лишь один ион лития на шесть своих атомов. Перспективно использовать в этом качестве кремний, который удерживает уже четыре атома лития на каждый свой атом. Однако при зарядке кремний быстро увеличивается в объёме, что вызывает его разрушение и соответствующую потерю ёмкости.

Исследователи под руководством профессора Гарольда Кунга (Harold Kung) предложили изменить структуру электродов, добавив между слоями графена кремниевые кластеры. Гибкость графена, таким образом, компенсирует расширение кремния. Кроме этого, в графеновых листах делаются отверстия размером 10…20 нм. Это так называемая «плоскость дефектов», ускоряющая доступ ионов лития к кремнию и на порядок сокращающая время зарядки.

Кунг утверждает, что в результате таких преобразований становится возможным увеличение ёмкости аккумулятора и скорости подзарядки в десять раз по сравнению с современными батареями. Он также отмечает, что даже после 150 циклов заряда-разряда новые аккумуляторы в пять раз эффективнее обычных. Коммерческое использование этой технологии может начаться уже через 3–5 лет.

http://www.northwestern.edu/