Суда на воздушной подушке в ряде случаев обладают исключительными преимуществами перед своими традиционными собратьями, но управление ими и обеспечение безопасности их эксплуатации является весьма непростой задачей. В статье рассматриваются принципы создания и структура автоматизированной системы управления судном на воздушной подушке.
Рис. 1. Боковой вид пассажирского амфибийного СВП-50
Условные обозначения:
АПС – аварийно-предупредительная сигнализация;
СУД – система управления движением;
ВИШ – винт изменяемого шага;
ВАР – вертикальные аэродинамические рули;
ГАР – горизонтальные аэродинамические рули;
ДУ – дистанционное управление;
УВ – устройство вычислительное;
СЯ – соединительный ящик;
ДОС – датчик обратной связи;
ИМ – исполнительный механизм;
МУ ГАР – местное управление ГАР;
ПСУ – плата следящего управления;
ДАУ – дистанционное автоматизированное управление;
ПрБ – правый борт; ЛБ – левый борт.
Рис. 2. Функциональная структура СУД амфибийного СВП
Рис. 3. Фрагмент принципиальной электрической схемы вычислительного прибора с оборудованием FASTWEL
Рис. 4. Устройство вычислительное системы управления движением пассажирского СВП
В качестве исполнительных механизмов (ИМ) в системах управления движением использованы простые электроприводы без встроенной следящей системы управления, поэтому функция управления электроприводами вынесена в отдельное устройство. На рис. 5 приведена плата следящего управления, используемая в СУД СВП.Рис. 5. Плата следящего управления ВАР
Важнейшей частью современных бортовых судовых систем управления является их программное обеспечение (ПО), к которому предъявляются требования надёжности, устойчивости к отказу, возможности модификации. Основой создания ПО компьютеров операторских станций и вычислительных устройств является операционная система. На сегодняшний день наиболее целесообразным выбором являются операционные системы на базе Linux. Пример структуры ПО СУД пассажирского СВП приведён на рис. 6.Рис. 6. Структура программного обеспечения СУД
Важной составляющей ПО вычислительного устройства является реализация алгоритмов управления движением СВП, включающая алгоритм управления движением СВП на курсе, алгоритм управления движением СВП по заданным радиусам, алгоритмы координированного управления СВП [4]. Отличие указанных алгоритмов управления движением СВП от аналогичных алгоритмов управления движением водоизмещающих судов определяется значительно большей сложностью СВП как объекта управления по сравнению с водоизмещающими судами. Кроме указанных алгоритмов, вычислительные устройства должны обеспечивать реализацию алгоритмов предотвращения аварий движения СВП [5], что является существенным отличием алгоритмического обеспечения СУД СВП от соответствующего алгоритмического обеспечения систем автоматизированного управления движением водоизмещающих судов. На рис. 7 приведена обобщённая структура алгоритмического обеспечения СУД СВП.Рис. 7. Информационная структура алгоритмического обеспечения СУД СВП
На рис. 8 приведён пример работы системы предотвращения аварий (СПАВ) движения СВП при выходе угла дифферента и его производной за зону допустимых значений.
Рис. 8. Пример работы системы предотвращения аварий движения СВП при килевой качке СВП на встречном волнении 4 балла:
а – без СПАВ, б – со СПАВ
Экономика профилактики: использование Интернета вещей для планирования профилактического обслуживания оборудования
Машины, а точнее, сложные высокотехнологичные установки – станки или другое технологическое оборудование для любой промышленной отрасли представляют собой ценные активы, которые необходимо защищать от повреждений, неисправностей и отказов с помощью надлежащих мер по техническому обслуживанию. В этой статье будет рассмотрен один из примеров создания системы, автоматически контролирующей состояние и время работы машин с последующей отправкой уведомлений о графике профилактического технического обслуживания (ПТО). 23.04.2024 СТА №2/2024 415 0 0Блок управления для исполнительных устройств в оптическом тракте лазерной системы
В статье представлен блок управления для исполнительных устройств в оптическом тракте лазерной системы. Приведены решения на аппаратном и программном уровнях, обоснован выбор средств автоматизации. 23.04.2024 СТА №2/2024 325 0 0Построение цифрового двойника склада металлопроката с использованием искусственной нейронной сети
Изложены методика и результаты эксперимента по применению искусственной нейронной сети для отслеживания перемещений продукции металлопроката на территории цеха. Приведены преимущества такого способа организации цифрового двойника склада. 23.04.2024 СТА №2/2024 287 0 0Горячее резервирование с MasterSCADA 4D и ПЛК Regul R500 на примере АСУ ТП для авиатопливных комплексов
В статье представлено решение для автоматизированного контроля и управления технологическими объектами склада одного из технологических лидеров российской авиатопливной отрасли. Система построена на базе ПЛК REGUL500 с поддержкой горячего резервирования центральных процессоров и программной платформе MasterSCADA 4D с поддержкой резервирования серверов, работы рантайм на операционной системе Astra Linux и синхронизацией данных на программном уровне. Эти составляющие, а также опыт сертифицированного интегратора ООО «ЛИТЭК», позволили создать отказоустойчивую систему управления повышенной надёжности в полном соответствии с современными требованиями стратегии цифровой трансформации. 23.04.2024 СТА №2/2024 423 0 0